ArtistHunt School
Ближайший курс 26-27 мая - Цифровая Иллюстрация
Close
ARTISTHUNT BLOG
Как использовать правило третей в рисовании.
Правило третей - это отличный способ построения композиции.
Освоить это правило полезно всем художникам - и традиционным, и цифровым. Давайте рассмотрим, как же правильно пользоваться этим правилом, чтобы улучшить свои картины!

Картина Рубенса: наиболее значимые участки размещены в каждой интерсекции
1. Основная суть правила третей
Как для начинающих, так и для опытных художников изучение таких базовых аспектов, как техника рисования, техника направляющих линий, правило золотого сечения - крайне полезно и даже необходимо. Суть правила третей: вы разбиваете композицию картины на трети, по вертикали и по горизонтали, затем помещаете ключевые элементы картины либо вдоль этих линий, либо на их пересечении - таким образом, у вас получится гораздо более впечатляющая, интересная и динамичная композиция.

Художники и живописцы часто используют правило третей при рисовании пейзажей, но также это правило можно использовать и при рисовании других картин, фигур персонажей и даже портретов.

Благодаря правилу третей вы сможете правильно разместить фокальные (фокусные) точки. Если вы размещаете фокальные точки согласно пересечениям девяти прямоугольников сетки, то ваше изображение получится максимально сбалансированным, а композиция - более интересной и захватывающей.

Также вы можете проектировать и другие элементы на изображении, чтобы взгляд зрителя перемещался от одной фокальной точки к другой, и использовать углы, чтобы захватить взгляд зрителя или чтобы зритель рассматривал детали вашей картины снова и снова. Подобный прием придает динамику и реалистичность любой композиции.

Следуя направляющим линиям и пересечениям на основе правила третей, вам будет легче создавать асимметричные и более динамичные композиции.

2. История
Правило третей являет собой композиционную направляющую. Изначально это правило начали использовать в эпоху классической живописи и Ренессанса, однако наиболее популярным это правило является среди фотографов, которые очень часто его используют при построении кадра. Данная картина художника Valentin de Boulogne наглядно демонстрирует, как все персонажи картины помещены по верхней направляющей горизонтальной линии, тем самым создавая динамичную расстановку фигур.
Правило третей впервые начали использовать в эпоху классической живописи и Ренессанса
3. Использование правила третей для рисования пейзажей
Правило третей очень часто используют при построении композиции пейзажей. На данной картине художника Pierre Henri de Valenciennes линия горизонта расположена по нижним линиям третей, а основная масса гор и пейзажа расположены в левой секции, для создания более динамичной сцены.
4. Асимметричные композиции
Основная функция правила третей - создание асимметричной композиции. Когда элементы изображения все находятся строго по центру и слишком уж сбалансировано, то картина становится довольно скучной. А если изображение сбалансировано с помощью правила третей, то асимметрия и противовес элементов создают гораздо более динамичную картину.
5.Фокальные точки
Еще использование правила третей помогает размещать фокальные точки. На данном портрете глаза персонажа помещены на верхние горизонтальные линии, и взгляд зрителя плавно переходит ко второй фокальной точке - ушам персонажа. Остальные интересные детали - например, треугольник света в теплых оттенках - также помещен в пересечении направляющих линий.
6. Направление взгляда
На данной картине Рубенса главная фокальная точка на животном помещена в пересечении. Вторичные интересные детали также находятся в пересечениях, и позы персонажей направляют взгляд зрителя от одной фокальной точки к другой.
Правильное размещение фокальных точек направляет взгляд зрителя по всему полотну картины
7. Правило третей в рисовании натюрморта
Рассмотрим создание натюрморта по правилу третей. Начинаем расставлять наши объекты так, чтобы композиция выстроилась по направляющим линиям и пересечениям, созданным по правилу третей. Банан и тень от него следуют нижней направляющей линии, а световой блик на манго помещен на верхнее правое пересечение, создавая динамичную фокальную точку.
9. Линии пересечений
Далее создаем рисунок, используя пересечения как направляющие. Также создадим набросок сочетания света и тени, чтобы спланировать дальнейшую композицию в темных оттенках. Здесь нижняя и левая трети более темных оттенков, а яркий световой блик находится в верхней секции.
10. Раскрашивание натюрморта
Начинаем раскрашивание сперва темными оттенками. Также нанесем более насыщенные цвета для рисования теней и переходных оттенков. Чтобы композиция была более динамичной и асимметричной, специально выпрямим нарисованную тень от банана.
11. Добавим больше цвета
Далее добавляем полутоновые формы и еще больше цвета. Здесь верхняя треть полностью темная, что поможет нам оформить фокальную точку светового блика. Также вытягиваем изгиб поверхности стола, чтобы выстроить все по верхним направляющим и создать более асимметричную композицию.
12. Финальные штрихи
Добавляем светлые оттенки, световые блики и завершающие штрихи. Свет на поверхности стола занимает нижние 2/3 композиции.
Подпишитесь на рассылку новых статей прямо в личные сообщения Вконтакте
ARTISTHUNT BLOG