Теория цвета - это крайне обширная сфера знаний со сложной структурой! Она включает в себя множество различных научных элементов и понятий, таких как оптика, спектроскопия, человеческая анатомия и физиология, психология, история искусств и теория искусств, философия, этика, теория архитектуры, дизайн... Впечатляющий список! В данной статье мы рассмотрим лишь схемы гармоничных цветовых сочетаний, а также их использование - на примерах работ талантливых цифровых иллюстраторов :)
1. Как создаются цвета?
Давайте сперва разберемся, как вообще создается и формируется все разнообразие цветов. Все цвета можно получить путем комбинации основных цветов - красного, желтого и синего. Конкретно эти три цвета невозможно получить из смешивания других цветов. Этим они и отличаются от остальных.
Чтобы получить вторичные цвета, необходимо смешать основные. Оранжевый = красный + желтый; фиолетовый = красный + синий; зеленый = синий + желтый.
Для создания второстепенных цветов нужно смешать основные цвета с соседними вторичными цветами. Это значит, что есть шесть второстепенных цветов (по два цвета из каждого основного). Ниже изображено цветовое колесо.
Один из методов создания своей собственной цветовой палитры в Adobe Illustrator показан на картинке ниже.
Фигуры на картинке обозначают, что 1 - для основных цветов, 2 - для вторичных, 3 - для второстепенных цветов. Чистыми цветами называют цвета, максимально исключающие в себе черные или белые примеси. В цифровом искусстве могут использоваться такие цветовые режимы, как RGB, CMYK, LAB и HSB.
2. Цветовая схема
Бесплатный курс Рисование для новичков
Полноценный 8-часовой курс для начинающих. Состоит из 7 видео-уроков
Начать бесплатно
Есть несколько различных способов получить гармоничные цветовые комбинации. Давайте обсудим гармоничные цветовые схемы и примеры их применения в векторной иллюстрации. Такие цветовые схемы обычно называют основными (базовыми).
Монохромная цветовая схема
В этой схеме используются различные вариации яркости и интенсивности одного и того же цвета. Эта схема проста и элегантна, а ее цвета - легкие и успокаивающие. Базовые цвета можно сочетать с такими нейтральными, как белый, черный или серый, для создания контраста между элементами композиции.
Golden Time, by Guilherme Marconi
Аналоговая цветовая схема
В этой схеме используются цвета, которые расположены рядом друг с другом в цветовом спектре. Такая схема часто используется для создания дизайна в спокойных, расслабленных тонах. Аналоговая цветовая схема чаще всего встречается в природе, в окружающем нас мире.
Bring Peace to Midnight, by lostsoulx44
phil's_lion, by Melelel
Комплементарная цветовая схема
Комплементарные цвета - это те цвета, которые в цветовом спектре расположены противоположно друг другу (например, красный и синий).
Понятно, что такие цветовые комбинации создают очень высокий уровень контраста. Поэтому следует быть осторожным с такими цветовыми сочетаниями и использовать их редко - только когда необходимо что-то очень сильно выделить. А для текста комплементарные цвета вообще лучше не использовать.
Fruits, by Konstantin Shalev
TULIP, by gartier
Разделенная комплементарная цветовая схема
Является разновидностью комплементарной схемы. Используются один основной цвет + два цвета, соседние с комплементарным цветом основного цвета. Используются только цвета, находящиеся справа или слева от комплементарного цвета. Это обеспечивает высокий контраст, но при этом не настолько "режет глаза", как обычная комплементарная схема. Разделенную комплементарную цветовую схему сложнее сбалансировать, чем, скажем, монохромную или аналоговую. Обычно используют один теплый цвет и несколько холодных.
The Daughter of Poseidon, by zanthia
OJ, by Ikue
Триадная цветовая схема
В данной схеме используются три цвета, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга на цветовом спектре. Такая схема позволяет создавать высокий, но при этом гармоничный и богатый визуальный контраст. В триадной схеме цвета гораздо более сбалансированы, чем в комплементарной схеме. Как правило, один цвет из трех выбирается в качестве основного (базового).
Эта схема - наиболее богатая на цвета, среди всех остальных цветовых схем, потому что используются целых четыре цвета, расположенных в комплементарных парах. Трудно, однако, достичь гармонии в такой цветовой схеме. Если все четыре цвета вы будете использовать в равных количествах, то композиция легко может получиться несбалансированной. Именно поэтому нужно выбирать какой-то один доминирующий цвет.
Time, by LimKis
Fruit Fly, by ArtSerenity
В программе Adobe Illustrator можно использовать базовые цветовые схемы. Для этого, после того как вы выбрали цвет, открываем меню Harmony Rules (Правила гармонии) и выбираем нужную нам цветовую схему. Далее программа предложит вам на выбор различные цвета.
Помимо основных цветов, существует множество других цветовых схем, основанных на ассоциациях человеческих рецепторов. Это главные схемы.
3. Горячие цвета
Горячими цветами мы называем все тона и оттенки красного, так как они ассоциируются с огнем. Считается, что горячие цвета выделяются из общей композиции и привлекают внимание. Вот почему их чаще всего используют на постерах, плакатах, рекламе, дорожных знаках. Горячие цвета олицетворяют силу, мощь и агрессию.
jellyfish,by LimKis
4. Холодные цвета
Холодными цветами считаются все оттенки синего. Они напоминают лед и снег, поэтому их и называют "холодными". Когда холодные и горячие цвета стоят рядом друг с другом, кажется, будто они "вибрируют"!
Lost in the Space, by javieralcalde
Life, by Surround
5. Теплые цвета
Все цвета, содержащие красный, принято считать теплыми. Красно-оранжевый, оранжевый и желто-оранжевый цвета - это теплые цвета. Теплые цвета довольно приятны восприятию, импульсивны.
Autumn Girl, by mashi
Sunset Room, by SteveNewport
6. Прохладные цвета
Базовый тон прохладных цветов - синий. Если прибавить желтый к прохладным цветам, то получится желто-зеленый, зеленый и зеленовато-голубой цвета. Подобные тона и оттенки расслабляют, освежают, вызывают ощущение глубины и спокойствия, комфорта.
Frozen in Time, by hitman101
The Martini Drink - Gmesh, by enikOne
7. Светлые цвета
В основе этих цветов большое количество белого. Как правило, такие цвета мы называем пастельными. Они кажутся почти прозрачными и невесомыми. Чем светлее цвет, тем меньше с ним доступно комбинаций. Светлые цвета открытые, вызывают ощущение мира, спокойствия, тишины.
Glossy Roseate, by afordite
I'll wait for you..., by NaBHaN
8. Темные цвета
Темные цвета получаются при смешивании с черным. Они будто уменьшают пространство, "стягивают" его. Темные цвета обычно ассоциируются с осенью и зимой. Сочетание светлых и темных цветов обычно смотрится весьма драматично.
Pirate, by LimKis
Dark elf with BFS, by sygnin
9. Яркие цвета
Яркость цвета измеряется количеством чистого цвета. Яркость цвета достигается за счет отсутствия черного. Яркие цвета привлекают внимание, поэтому, как правило, их используют в рекламе и в создании упаковок.
Study and Fun, by mrbumbz
Other, by LimKis
Итак, в данном уроке мы лишь приоткрыли дверь в сложную и столь захватывающую вселенную цветов. Искусство создавать ощущение гармонии при помощи цветов - это искусство, которое вполне возможно изучить и освоить, как и любую другую науку. Успехов!